Статья напечатана в журнале "Экспо-Ювелир" (сентярь-ноябрь 2024)
Авторы:
Юрий Шелементьев, к.г.-м.н., директор Геммологического Центра МГУ
Анна Алексеева, к.э.н., директор по развитию Геммологического Центра МГУ
_______________________________________
До 1995 года в нашей стране о сертификации драгоценных камней речь не шла. Сертификация была распространена в других странах, и строго говоря, участники рынка называли “сертификатами” любые заключения на камни, выдаваемые геммологическими лабораториями. В социалистическое время закон ограничивал операции граждан с валютой, а драгоценные металлы и драгоценные камни тоже считались валютой, со времен ленинского декрета о национализации ценностей у населения. В связи с переходом к рыночным отношениям, потребовались правовые акты, разрешающие торговые операции. И в рамках этого перехода, в частности, было дано разрешение торговать в розницу драгоценными камнями без оправы. При этом сертификат соответствия на камень стал обязательной частью такой сделки.
По идее, этот шаг был сделан в направлении либерализации рынка. Но дальнейшие события показали, что спрос населения на неоправленные драгоценные камни как был невелик, так до сих пор и остается таким. Бенефициарами этой ситуации остаются ювелиры: они могут покупать камни по оптовым ценам, а добавленная стоимость возникает, когда после закрепки камень становится частью украшения. При этом правила торговли не обязывают сопровождать готовое ювелирное изделие при продаже документом на камень; достаточно бирки с информацией, где среди прочего есть информация о камнях. Учитывая, что в настоящее время на российском рынке количество продаж камней в ювелирных изделиях (десятки миллионов в год) существенно превышает количество продаж неоправленных драгоценных камней (десятки тысяч в год), напрашивается вывод, что неоправленные камни в России большим спросом не пользуются.
Начиная с 1980-х годов в нашей стране получила развитие геммология – область знаний о драгоценных камнях. Сама эта область была и раньше: в стране изучали минералы, синтезировали кристаллы, гранили бриллианты, и часть запасов государство хранило в драгоценных камнях. De Beers покупала алмазы у СССР, надо было их добывать, сортировать и оценивать. Но до 90-х годов камни практически не обращались на внутреннем рынке нашей страны, ювелиры использовали довольно малое количество камней, и самым распространенным камнем был синтетический рубин. И вот с началом рыночных отношений геммология получила новый толчок к развитию. Эта область находится на стыке науки и бизнеса, и на рынке существует устойчивый спрос на геммологические исследования и услуги.
Геммологические заключения на камни (нередко называемые “сертификатами”), получившие распространение на мировом рынке, с развитием рынка в России попали и к нам. Начиная с 90-х годов россияне начали видеть камни, которые раньше не видели, в частности, с появлением здесь мировых ювелирных брендов. Дорогие камни сопровождались документами как зарубежных, так и российских геммологических лабораторий. При этом зарубежные “сертификаты” явно вызывали больше доверия на общей постсоветской волне “всё заграничное лучше и качественнее”. В это время в России получают известность такие лаборатории, как Высший алмазный совет Бельгии (HRD), Геммологический институт Америки (GIA), Гюбелин (Gubelin). И камни, сопровождаемые документами этих лабораторий, становились более ликвидными.
Параллельно с распространением экспертных заключений, выдача сертификатов соответствия на камни в России практически не развивалась. Хотя и государственные структуры, и ВУЗы, и частные компании регистрировали системы сертификации, участники рынка не несли на сертификацию большое количество камней. Сертификация бриллиантов и изумрудов производилась главным образом на соответствие российским ТУ, а сертификат на рубин или сапфир вообще было трудно получить: у органов по сертификации в то время просто не было образцов (эталонов) этих камней по цвету.
Экспертное заключение профессиональной геммологической лаборатории может содержать также информацию о стране происхождения и даже месторождении драгоценного камня
Сейчас можно подытожить, почему именно сертификация не стала пользоваться спросом в России: спрос на неоправленные камни со стороны населения был и остается низким, а оправленные камни можно легально продавать без сертификатов. Ювелиры видели выгоду от продажи камней в составе ювелирных изделий, и за редким исключением, не запускали отдельных программ продажи неоправленных камней населению. На цветные драгоценные камни сертификаты не выдавала практически ни одна российская лаборатория.
В отличие от сертификатов, рынок экспертных заключений активно развивался. При этом запрос на экспертное заключение – дело абсолютно добровольное. Участники рынка сами решают, к каким специалистам обратиться. Это зависит от авторитета той или иной лаборатории. Еще в 90-е годы Международная ассоциация алмазных бирж сформулировала рекомендации к геммологическим лабораториям: независимость, научный подход, следование принятым системам оценки и признание рынка. И ведущие лаборатории мира придерживаются этих правил.
Научный подход необходим потому, что рынок ставит перед геммологами всё новые задачи: в начале 2000-х это была диагностика бриллиантов, облагороженных под давлением (HTHP); в начале 2010-х годов – диагностика облагораживания цветных камней. Оказалось, что следы облагораживания часто не видны в микроскоп, и геммологам пришлось овладеть инструментальными методами исследования камней: российские геммологические лаборатории закупали дорогостоящее высокотехнологичное оборудование и создавали собственные методики диагностики. Сегодня это актуально в свете распространения на рынке, например, синтетических бриллиантов, производство которых вышло на новый уровень.
Какой смысл имеют геммологические заключения на рынке? Настоящий драгоценный камень и его подделка могут выглядеть одинаково, но отличить одно от другого визуально, даже при увеличении, сложно, часто невозможно. Поэтому покупка камня без документов несет риск для покупателя: а вдруг это не то, за что выдаётся. Даже если продавец утверждает, что это настоящий и дорогой камень, часто покупатели не готовы принимать такие утверждения на веру. И в этот момент заключение независимой лаборатории о подлинности камня становится важным фактором, который влияет на заключение сделки.
В свою очередь участник рынка, который планирует покупку камня с целью его дальнейшей перепродажи, также смотрит на документы. Информация из документа позволяет ему лучше понять камень: характеристики, его возможную стоимость и дальнейшую судьбу. Например, он понимает, что изумруды, заполненные маслом, более ликвидны, чем изумруды, заполненные эпоксидной смолой; а желтые бриллианты Fancy Intense Yellow более дорогие, чем Fancy Yellow. Поэтому сегодня при продаже камня иногда важнее видеть документ на камень, чем сам камень; порой возникают дискуссии о том, как в принципе правильнее покупать камень: по “сертификату” или по личному впечатлению. В любом случае участники рынка заказывают экспертизу добровольно и только на те камни, на которые они сами считают нужным, либо если на этом настаивает клиент.
В последние годы рынок драгоценных камней активно использует интернет, социальные сети, мессенджеры. В момент, когда камень предлагается на продажу, покупатель может физически находиться в другом месте и не увидеть его до покупки. Чтобы заинтересовать клиента, продавец присылает ему фото, видео и копию заключения лаборатории. Без экспертного заключения у такого рода сделки гораздо меньше шансов. Таким образом, мы видим, что заключения геммологических лабораторий играют на мировом рынке важную роль, сопровождая камень, доводя до покупателя важную информацию и повышая ликвидность данного камня.
Нужно отметить позитивную роль геммологических институтов для рынка в целом. Геммологическое образование получают не только геммологи, но и ювелиры, а в ряде случаев и конечные потребители. Возможность проверки камня в лаборатории, распространение геммологических заключений работает на доверие потребителей – самый важный актив нашей индустрии. Средства, вырученные от экспертиз, гемммологические институты и лаборатории инвестируют в новые исследования и новое оборудование. Все это влияет на рынок в положительном смысле. Таким образом, развитие рынка идет параллельно с развитием геммологии.
На сегодняшний день заключения геммологических лабораторий являются важной частью ювелирной индустрии. Они помогают понять, что это за камень, природный ли он, являются ли его характеристики “генетическими” или улучшены человеком с помощью современных технологий. Без таких документов любой камень – это непонятный объект непонятной стоимости. Хотя эти документы в торговле называют “сертификатами”, по сути это – экспертные заключения. Участники рынка заказывают такие документы на добровольной основе. Экспертные заключения позволяют покупателю понять, что именно он покупает, и в результате камни с документами более ликвидны, чем камни без документов.
В индустрии работают международные и локальные лаборатории, брендовые и малоизвестные, у всех свои особенности. И ориентироваться в мире геммологических институтов и документов порой непросто. При этом нужно понимать, что при ежегодных объемах продаж ограненных камней в десятки и сотни миллионов карат, лишь 1-2% из этих камней сопровождаются геммологическими заключениями. То есть камней без документов гораздо больше, чем тех, что прошли проверку в лаборатории. В России прослеживаемость драгоценных камней осуществляется через ГИИС ДМДК. Даже с учетом тренда к усилению госконтроля, мы уверены в том, что спрос на независимые геммологические заключения будет только расти.